пятница, 8 августа 2014 г.

На воздушном шаре над Майоркой.

Небольшой рассказ о необычном подарке - полете на воздушном шаре над побережьем Майорки, который мне сделали друзья на День рождения в этом 2014 году.

Немного географии.
Майорка или Мальорка (Mallorca) - самый крупный из Балеарских островов, расположенных в Средиземном море. Принадлежит Испании. Если Кипр похож на черепаху, Италия на сапог, то Майорка, вообще, ни на что не похожа. Вот такая клякса в Средиземном море. На Майорке есть два гористых района - на северо-западе и на востоке. Каждый протяженностью около 70км. Парапланерные споты расположены в основном в северо-западном районе.


Воздушный шар (Aeronautics) - летательный аппарат легче воздуха. Ну это он, конечно, в надутом состоянии легче, а в сдутом весьма тяжелая штука. Воздушный шар, пожалуй, является самым древним летательным аппаратом. Его основная часть - непосредственно шар из нейлоновой ткани с технологией рип-стоп. Ткань похожа на парапланерную, но значительно толще и тяжелее. Т.е. не смотря на общую древность, здесь технологии тоже не стоят на месте. Как показала практика, мелкие разрывы ткани не критичны. Во всяком случае, в нашем шаре был треугольный порез размером с альбомный лист и это никак не сказалось на результатах полета. Транспортируется шар в огроменной сумке с ручками,- некое подобие парапланерного пончика, но одному этот пончик не потягать.

 Другая важная часть аппарата - это корзина. Причем, за 200 лет здесь ничего не поменялось,- это реально “корзина” сплетенная из прутьев ивы или ротанга. Такая корзина имеет максимум прочности при минимальном весе. Наверху корзины устанавливается конструкция с горелками. С механической точки зрения горелки - это самая сложная часть шара. Жидкий пропан в них находится под давлением 10–20 атмосфер, причем над жидким пропаном находится газообразный пропан, поступающий к фитилю, который горит от начала полета и до его конца. Силу горения фитиля настраивают регулятором. Назначение фитиля - зажигать основную горелку во время полета. Горелка изготавливается из очень крепкой нержавеющей стали, поскольку температура сгорания пропана - около +500 C. Поэтому горелки должны выдержать большую разницу температуры. Современные горелки воздушных шаров являются мощными – их мощность достигает 4500-6000 мегаватт.

На современных воздушных шарах нет балласта, ну кроме нерадивых пассажиров и игристого вина. Как говориться: “баба с шару,- летим выше, вина больше”. Кстати, высоту на нашем шаре мерял знакомый и проверенный временем Brauniger Competition. Я таскаю с собой такой же в качестве резервного.

Как это все работает.

Сначала корзину вытаскивают из автоприцепа и закрепляют на ней консрукцию с горелками. Потом корзину кладут на бок и привязывают к автомобилю длинным тросом, чтобы не убежала. Шар достают из сумки, раскатывают-расстилают по полю и прикрепляют к корзине.

Далее с помощью большого вентилятора начинают надувать шар обычным (не горячим) воздухом. Когда шар расправится, вентилятор убирают, и в ход идет горелка. Это весьма ответственное занятие, так как ткань ещё не полностью надутого шара трепещется на ветру, и её вполне можно  подпалить пламенем из горелки.

Постепенно надуваемый горячим воздухом шар начинает вставать. И здесь начинается самое забавное - пассажиры и капитан корабля должны быстро залезть в корзину, которую раскачивает и таскает по земле.

После того как корзина отрывается от земли, пилот дергает рычаг расчековки, который освобождает шар от привязанной к нему машины, и земля вместе с менее ловкими несостоявшимися пассажирами медленно уплывает вниз.

Воздушный шар имеет всего два органа управления - газовую горелку и клапан, который открывается специальным шнуром для стравливания горячего воздуха из шара. Таким образом возможно управлять лишь высотой и скороподъемностью. Изменение направления движения возможно лишь за счет разного направления воздушных потоков на разных высотах. Поэтому маршруты полета планируется весьма приблизительно и никогда не повторяются. Соответственно, с местами посадок все не так уж просто.

Мы двигались маленькой флотилией из двух шаров. Полет пролегал вдоль побережья Calla Millor на северо-востоке острова. С высоты был хорошо виден соседний остров Менорка, находящийся на расстоянии 70 км. Потом мы снизились и полетели немного вглубь острова. По земле нас сопровождала группа подбора.

Шар летит очень плавно и практически бесшумно, когда не работают горелки. Это позволяет лететь практически впритирку к крышам зданий и кронам деревьев.

В воздухе мы встретили закат солнца. Потом поднялись повыше и вновь опустились, повторив таким образом закат ещё раз, уже вручную.

В районе планируемого приземления полей было предостаточно, но все они сельхоз назначения. Далеко не на любое поле можно приземлиться, а с учетом курсовой неуправляемости, мест для посадки и вовсе единицы. Наконец, капитан нашего воздушного судна принял решение. Мы покрепче ухватились за борта корзины. Посадка на шаре это что-то. Пусть горизонтальная составляющая скорости не такая уж и высокая, но гасить её нечем, а сам аппарат достаточно инертен. Прорезав самую верхушку кроны дерева и немного снизив таким образом скорость, корзина коснулась земли, накренилась, сделала длинный пологий скачок и остановилась, опять накренясь, но не упав набок. Шар быстро опадал на землю выпуская горячий воздух через открытый клапан.

Достаточно быстро на поле появился его владелец - фермер. Он некоторое время отчитывал нашего пилота за то что мы упали к нему с неба. Пилот всячески извинялся и конфликт был быстро улажен. Чуть позднее подъехала группа сопровождения и мы стали загружаться. Уже совсем стемнело, и в ночи нас ждало ещё одно маленькое приключение.

Дорожка между полей окаймлена с обеих сторон небольшим заборчиком, сложенным из камней. Получившийся коридорчик на столько узкий, что даже корова входит в его поворот с двух-трех приемов. Нашим же воздухоплавателям пришлось вывозить по этой дорожке два внедорожника с прицепами. Обдирая бампера, цепляясь колесами прицепов за углы, раскачивая и вручную переставляя прицепы мы кое как выбрались на трассу и отправились в обратный путь.

На этом приключение закончилось. В общей сложности за час мы проделали по воздуху путь длинной 10-12км. Спасибо моим друзьям, Jordi и IB Ballooning (www.ibballooning.net) за полет.