среда, 17 июля 2013 г.

Иван и Moster 185 на высоте 5000. Тест-драйв от Winged Monkeys.

Идея погонять себя и Moster-а на больших высотах назревала давно. Мы оба были однозначно "ЗА". И наконец, после некоторой моральной и технической подготовки мероприятие состоялось. Поскольку, результаты очередной раз оказались неожиданными, принято решение предоставить общественности небольшой отчёт.



Хронология событий

Взлёт 05:45 утра, солнце только встало. Температура за бортом +12 и постепенно увеличивается с высотой за счёт ночной инверсии. Обратный процесс начнётся только с километра.
Максимальные обороты у земли 8350. Медленно и печально набирается первый километр за 15 минут - то ли подслив, то ли что-то ещё, но скороподъёмность не превышает 2-х м/с. Периодически разгружаю мотор, приотпуская полный газ. Странно. Обороты вообще не упали. Лезем дальше. На третьем километре удивление работой двигателя продолжает нарастать. Высота 3700м., обороты 7700/мин. Вот это да! Падение оборотов составило всего лишь 550! И это при заводских настройках. При своём небогатом, в общем-то, опыте общения с моторами, на предыдущих установках от Нирваны с тюнингованными Симонами, вне зависимости от настроек карба , к черте 3500 метров двигатели теряли по полторы тысячи и более оборотов и скороподъёмность приближалась к логическому завершению – к нулю. Здесь же бодрые обороты медленно, но верно обеспечивают 0,5 мс. Ползу дальше. На высоте 3800 метров попадаю в широкий, под 200 метров длиной восходящий поток. И это это в полседьмого утра (?!), скороподъёмность подпрыгивает до метра в секунду. Бодро набираю в нём 500 метров, высота перевалила за четвёрку. Ползу. В сердце начинает зарождаться безумная надежда увидеть цифру 5000 метров. Двигатель продолжает удивлять. Высота 4500 метров – обороты 7 500/мин. Супер! Браво Мостер.

Панорама Волхова и Ладоги с 4500.
 
Между тем, нарастают симптомы гипоксии: одышка, появившаяся на высоте 3500 метров усиливается, тяжело становиться рулить весом,- очень быстро устаёшь. К этому готов. Год назад, в Чилийских Андах познакомился с высотой плотно и без горной адаптации, так что симптомы ожидаемы и известны.

Всё ближе пятёрка…. Есть! Есть! Есть! Эмоции непередаваемые.
Судя по прилагающемуся видео, с запечетлённым моментом пересечения отметки 5000 метров, пилота на такой высоте колбасит не по-детски.

Принимаю решение ползти дальше до полной выработки топлива. Смотрю на варик и часы. Сороподъёмность 20 метров в минуту. Двигатель продолжает выдавать 7300 оборотов в минуту. Фантастика! Высота медленно, но верно продолжает набираться. Между тем, резко и сразу появляются симптомы горной болезни – начинается подъём настроения, полностью исчезает одышка и какое-либо ощущение, что не хватает воздуха. По опыту дайвинга, знаю, что при таких симптомах пора завязывать, ничего хорошего ждать дальше не приходится. Между тем, мучительный выбор – продолжать идти вверх или сливаться. К счастью, мотор делает выбор за меня, – топливо заканчивается, двигатель встаёт и наступает ТИШИНА.

Оставаться на пятёрке желания нет. Что бы ускорить спуск отпускаю триммера и выдавливаю аксель. Снижение - минус шесть. Делаю небольшие манёвры, при которых снижение достигает 9 – 10 м/с. Аксель держать тяжело, ноги дрожат. На следующий день меня ждёт отходняк. Снимаю шляпу перед всеми, кто забирался на такую высоту. Спиралить не рискую, на такой высоте и так парциалка низкая, не фиг ещё от головы кровь забирать. Наконец, на высоте 3500 закладываю тугую спираль. Красота. Кадры с Гоу-прошки супер.

Ну вот и посадка.

Итоги и статистика

Максимальная высота составила 5170 метров по варику и 5 350 метров по GPS.
1 час 46 минут до полной выработки топлива (12 литров) и остановки двигателя.
Расход составил 6,81 л/час при средней скороподъёмности 0,8м. \секунду.

Очень, исключительно понравилась высотная эластичность двигателя. 1 тысяча оборотов потеряна за 5 километров. Это замечательный результат. Причём, на абсолютно штатном моторе, без каких-либо изменений и модификаций, со штатным 2-х лопастным Хеликсом. Честно говоря, впечатлён.

Летал на своём штатном обычном моторном крыле Apco Lift M 28м. Брать для полёта крыло-паритель с лучшей итоговой скороподъёмностью или большей площадью не хотелось совершенно, так, как интересовал вопрос, что я могу «в штатном комплекте» и без каких-либо изменений типа спец. винтов с изменяемым шагом и т.д.

Ремарка по установке Скаймакс, с качающимися S-рогами. Весь полёт рулил только весом. На этот раз эта возможность не просто порадовала, но и оказалась жизненно необходимой, - выполняя сложившуюся традицию что-нибудь забыть, на этот раз не взял зимние перчатки HOT5 с подогревом. Если бы не это обстоятельство, ни за что бы не подумал, что в условиях полёта «в молоке», мне окажется значительно комфортнее в обычных летних перчатках в положении «руки в карманах комбеза», чем в HOT 5 – опыт зимнего применения есть. Сама установка к полёту никак не готовилась, оставлены штатные регулировки карба, штатный Хеликс.

 

Отдельно несколько слов по безопасности и обеспечению полётов

Хочу сказать большое спасибо Олегу Франчуку, имеющему прямое отношение к Пулково за подбор цилиндра в котором допустимо выкручивать.
Олегу Шагову за отлично работающую идею леталки, которая позволила снять качественное видео.
Ребятам из Скаймакса, которые перед полётом проверили в установке всё, что можно проверить, и дважды проверили то, что нельзя.
Надеюсь, что удастся повторить полёт в ближайшем будущем. Хочется замахнуться на цель ещё выше. Вопрос с кислородным оборудованием на борту решаю прямо сейчас. Хочу обратить внимание, что при наличии любых проблем с сердечно-сосудистой системой, без горной адаптации и чёткого знания своих физиологических реакций на изменение давления, полёт выше четырёх тысяч несёт в себе риски неизвестного объёма. Со своей стороны повторять подобный полёт без кислородного оборудования не буду.

В завершение, отвлекаясь от темы: ребята, летайте на рассвете почаще! Это самое красивое для полёта время суток.