вторник, 30 июля 2013 г.

Высотные полёты с кислородным оборудованием на борту. Отчёт от Winged Monkeys.

В эти выходные удалось повторить высотный полёт на высоту 5000 метров, но уже с кислородным оборудованием на борту. Собственно и хотелось поделиться тем, как с этим оборудованием работать, как оно устроено, нюансами эксплуатации на наших парамоторных установках.




Прежде всего, несколько слов о том, зачем это всё вообще нужно.
В большой авиации, все полёты на высоту более 4000 метров должны выполняться с применением кислородного оборудования. Понятно, что парамотористы народ … в общем, не всегда соблюдают правила безопасного производства полётов. Это касается и полётов над лесом и над водой и высотных и так далее и тому подобное. При полётах «предел» устанавливает каждый сам для себя. Однако, хотелось, что бы в памяти отложился один простой факт. В этом полёте я провёл мини-эксперимент. Дышать кислородом, почувствовав дискомфорт, начал на высоте 3500 метров. На высоте 4500 метров снял кислородную маску на несколько минут. С полной ответственностью говорю по собственному состоянию – состояние пьяного человека. Можно в таком состоянии летать? Делайте выводы. Да, индивидуальные особенности, Да – без горной адаптации, НО – ещё раз, делайте выводы.

Итак, переходя к технике.

Оптимальным для нас является альпинистское кислородное оборудование. Малый вес, те же высотные и температурные условия применения. Состоит из 3-х элементов.

1. Кислородный баллон. Для наших целей ёмкости 2-3 литра более чем достаточно (порядка 4-х часов в режиме максимальной подачи, до 8-12 часов в «экономичном»). Баллоны очень лёгкие, материал стенок – полимерная нить вокруг лёгкого металлического корпуса. Рабочее давление – 300 атмосфер . Вес как правило, до полутора килограмм.

2. Кислородный редуктор, понижающий давление до необходимого, с регулировкой скорости подачи кислорода. Регулировка ступенчатая – от 0,5 до 4-х/литров в минуту.

В Питере находится один из основных российских производителей такого оборудования – НПО Поиск. Собственно, с ними и договорился об аренде баллона с редуктором.

3. Кислородная маска. Если первые 2 пункта можно взять в аренду, то маска - вещь индивидуального пользования, взять в аренду нельзя. Существуют множества типов. Для одного-двух полётов дорогостоящую маску, комфортную и полностью предотвращающую потери кислорода, приобретать смысла никакого не было. Ограничились самой простой, медицинской. Сразу особенность: если с серьёзными масками устанавливать скорость подачи кислорода можно на 1 – 2 литра в минуту, то с медицинской приходится ставить 4. При этом симптомы кислородного голодания (одышка, головокружение) исчезают.

Установка на мотор.

Первый пункт, от которого приходится отталкиваться: редуктор кислородного баллона должен быть в полёте под рукой в любое время. Более того, необходимо видеть надписи на делениях редуктора, обозначающие скорость подачи, и манометр, показывающий давление в баллоне. Исходя их этих требований, было решено баллон ставить вперёд, вместо кокпита.
Ещё момент: чистый кислород – достаточно опасная субстанция и попадание масла на редуктор может привести к пожару, как минимум. Требования по безопасности очень высокие, крайне нежелательно даже прикасаться к деталям снаряжения жирными руками – чревато. Поскольку в непосредственной близости от кислородного оборудования у нас находится топливный бак с бензино-масляной смесью, которая при худшем стечении обстоятельств может попасть на оборудование, было найдено следующее неэстетичное, зато надёжно-практичное решение. На переднюю часть баллона и редуктора был надет пакет из под маски. Его передняя часть закрывается на молнию, задняя часть пакета отрезана.
Далее, на баллон одеты два хомута, под которыми продета стропа, диаметром 5 мм., и за которую баллон был закреплён к концевым частям S-рогов установки. Естественно, что баллон предварительно был «вывешен», что бы он не перевешивал, висел аккуратно, в горизонтальном положении и не мешал при разбеге – старте и посадке.


Лирическое отступление.

Человек, однако, обладает удивительным свойством привыкать ко всему с очень высокой скоростью. Предыдущий полёт на 5 тысяч казался чем-то выдающимся, а этот вот – рутиной.
Хотя… было безумно красиво, действительно, красиво. С севера подошёл циклон. В 6 утра, когда мы взлетали начало затягивать землю слоистой облачностью.
Видео лучше смотреть в HD

Несколько слов о старте. Несмотря на то, что полёты на рассвете очень красивы, нужно обладать очень уверенным навыком старта под тягой. Роса, высокая влажность, крылья намокают мгновенно. Второе крыло в команде – Дудек Нуклеон зависло при старте в положении недовывода и вышло в рабочее почти через 100(!!!) метров интенсивной пробежки. Обычным стартом его вообще было бы не поднять. В общем, старты непростые и требуют навыка.
В дополнение. Этот полёт, в отличии от предыдущего, который делался на Хеликсе, я делал на винте Витторази.

Что хочется сказать: ещё раз подтверждается, что данный винт является лучшим для Мостера.
5000 метров набрано за 1 час 40 минут, далее скороподъёмность почти прекратилась – пошёл лёгкий слив в связи с подходом циклона. Однако, при этом осталось ещё 2 литра топлива - израсходовано меньше 10 литров, и это на полном газу. В предыдущий раз с Хеликсом – 12 литров практически за тоже время.

В заключении, всем безопасных и красивых полётов!