вторник, 12 августа 2014 г.

Обзор установки SkyMax Compact

Итак, свершилось историческое событие. )) Наконец-то у нас в команде одинаковые, идентичные по конструкции установки SkyMax Compact с двигателями Vittorazy Moster 185. Причина перехода на компактную установку банальна – комфорт. Удобно двигаться, удобно перевозить и стартовать. Впрочем, обо всём по порядку.





Установка поставляется в фирменном чехле-сумке относительно небольших габаритов.

Что необычно, в чехол упаковывается не только мотор, но и ограждение. Всё помещается в одну сумку. Это очень удобно, с учётом того, что на полёты мы обычно едем одной машиной, в багажник при этом оба мотора помещаются лёжа, оставляя место для крыльев и остального снаряжения.

Однако, и минус: при использовании фирменного бокового кармана Sup'air под запаску, мотор в сумку уже не помещается или помещается с трудом. На этом пункте нужно остановиться поподробнее.

Установка комплектуется S-рогами, что чрезвычайно удобно в длительных маршрутных полётах – установка относительно хорошо управляется весом и руки можно длительно держать в нижнем положении, что бы не мёрзли, например. Однако, оборотная сторона S-рогов – это невозможность быстро привести в действие запаску при её расположении во фронтальном контейнере. Мне, например, просто не хватает длины рук. К сожалению, в подвеске не предусмотрена возможность нижнего крепления запаски под сидушкой, так что выход один - использовать родной контейнер Sup'air под запаску, крепящийся сбоку вместо штатного кармана.

Закрепить можно как справа, так и слева. Карман крепится на молнии и кнопках, которые, правда, имеют тенденцию расстёгиваться, так что я дополнительно фиксирую кнопки пластиковыми стяжками. Так вот, для того, что бы спокойно можно было убрать установку в чехол, запаску необходимо отстёгивать. С нашей точки зрения это не очень удобно и небезопасно, т.к. есть вероятность ошибиться пристегивая её обратно, например, неправильно пропустив фал.

Ещё несколько слов о подвеске. Сама по себе подвеска исключительно комфортна. Сравнить можно только с подвеской установки Nirvana Rodeo. Широкие и мягкие лямки, карманы для мелочей, в спине карман для пенки, снижающей вибрации от двигателя. Идеально подходят по форме коврики от Сплава.

Коврики большего размера использовать не желательно – иначе, задняя поверхность подвески в верхней части будет оттопыриваться и тереться о трос стартёра.

Материал ограждения и рамы – нержавейка. На форуме много копий сломано о том, какой материал лучше. В связи с этим аргументы ЗА и ПРОТИВ приводить не будем, ограничимся лишь тем, что с личной, субъективной точки зрения это лучший выбор для нашей команды. Приятный внешний вид достигается и за счёт электрохимической полировки – за год интенсивной эксплуатации предыдущей установки с такой же полировкой (обычной, не Компакт) никаких следов коррозии не выявлено.

Итак, сборка. Три секции ограждения удобно складываются одна в другую при помощи штатных липучек.

Секции не взаимозаменяемы между собой, но взаимозаменяемы при заказе новых – подгонять по месту их не придётся. Наши установки выполнены в версии с двумя рядами дуг в кольцах ограждения. За счёт этого ограждение имеет очень высокую жёсткость, не выгибается при старте под тягой и винт находится далеко от сетки. В общем-то, такой жёсткости не ожидаешь от лёгкой установки. Рама весит всего 6 кг, а вес всей установки - 25кг.

При сборке нужно застегнуть 7 липучек ограждения и одну липучку, фиксирующую трос РУДа к секции ограждения. Фиксация РУДА обязательна и это важно – иначе возможны прецеденты с попаданием троса РУДа в винт.

Что не очень нравится – установка не слишком устойчива, приходится ставить её на неровную поверхность, что бы «с гарантией» не упала.

Лирическое отступление. Когда первый раз видишь установку, обращает на себя внимание объём не закрытого сеткой пространства. Сначала я отнёсся к этому с изрядной долей скепсиса и перед принятием решения о переходе на Компакт устроил установке тест-драйв. Долго и упорно (с выключенным, естественно, двигателем) имитировал падение при старте и пытался запихнуть локти, руки и другие части тела в открытое пространство. Безуспешно, что не могло не порадовать. Более того, безопасность при падении выше, чем с большой установкой - раскинутые в стороны руки упираются в боковые рёбра жёсткости и ни при каком условии не могут достать до винта.

Заправка топливом.

Заливная горловина, честно говоря, располагается не слишком удобно. Приходится или вдвоём заправлять мотор, или использовать насадку на канистру. Впрочем, привыкаешь. А самое правильное – сделать воронку со шлангом и заправлять с комфортом.

В полёте деления на баке читаются плохо. Обычной практикой является нанесение маркером или как в нашем случае, изолентой дополнительных обозначений. Обозначены остатки 3 и 6 литров.

Запуск

Как и в предыдущих установках SkyMax, перед запуском грушей подкачивается воздух в бак, создавая избыточное давление, затем нажимаешь на мембрану на карбюраторе и топливо под давлением поднимается из бака в карб. Просто, надёжно. Однако легко перелить и тогда заводится придётся при слегка нажатом газе и не с первого раза. В целом запуск простой, но нужно привыкать.

В воздуховод между грушей и баком на обеих установках установлены топливные краны. Сделано это для того, что бы исключить разлив топлива через грушу при перевозке мотора в горизонтальном положении. Особенно это актуально, когда после холодного воздуха мотор кладётся в тёплую машину и расширяющийся воздух пытается вытеснить топливо из бака.

Отдельно нужно сказать про вывод рукоятки стартера. SkyMax дорабатывает подвески – в левую лямку вшивается пластиковая направляющая, через неё пропускается трос и рукоятка стартера выводится прямо на лямку. Удобно чрезвычайно, рукоятка под рукой и находится интуитивно. Попадание рукоятки в винт невозможно в принципе.

На земле. Чем радует Компакт, при старте в условиях термички или неустойчивого ветра - можно самостоятельно, легко и непринуждённо перекидывать стропы через ограждение под передний или задний старт, подойти и расправить крыло. Помощь при этом не нужна. При взлёте никаких отличий от обычной, большой установки. Тяга меньше, это ожидаемо, как и чуть меньшая скороподъёмность. Что было неожиданно – меньший расход с винтами Helix 1150мм. На предпоследнем маршруте с возвращением после 96 км трека по GPS в баке оставался ещё литр топлива.

Установки мы выбрали с 2-х лопастными винтами в силу меньшей стоимости, простоты ремонта и большей доступности винтов. А вот редукции разные: 2,68 и 2,87. Значимых различий в расходе и скороподъёмности пока не отмечаем, будем смотреть дальше.