среда, 11 сентября 2013 г.

Перелёт Терву – Валаам – Терву. Протяжённые полёты над открытыми водными пространствами.

Маршрут: поселок Терву - остров Валаам - Терву
Протяжённость: 50x2 км.
Место взлёта/посадки: поля около поселка Терву.
Воздушное пространство: (июль 2012г) зона G.
Особенности: Обязательное наличие спас-систем и спасательного катера.



На карте:

31-го августа состоялся наш перелёт по маршруту Терву – остров Валаам – Терву, который явился, пожалуй, наиболее сложным мероприятием для нас с точки зрения организации и подготовки.

Почти три месяца ушло на согласования. Несколько разных служб, от каждой из которых было необходимо получить «добро» на перелёт. Решение организационных вопросов - поддержки с воды, организация видеосъёмки и т.д. и т.п. Заранее был произведён выезд на остров, подбор основной и резервной площадки, на которые можно приземляться при различных направлениях ветра, составлен план полёта, определены основные моменты по безопасности, координации «наземных служб и лётного состава эскадрильи». Без поддержки и активного участия друзей и знакомых такой перелёт вряд ли состоялся бы. Так как эта авантюра имела некоммерческий характер, мы бросили клич по сарафанному радио и в социальных сетях о поиске катера с командой и человека, который занялся бы видеосъемкой. И мы нашли их, в том числе благодаря группе Вконтакте «Полеты на мотопараплане в Санкт-Петербурге».

И вот, наконец, дан «зелёный свет». Погода тоже благоприятствует – нам обещают солнечный день с ветром не более 4 – 5 м/с, без существенного увеличения скорости по высоте.

Старт был намечен недалеко от посёлка Терву. Единодушно решили стартовать в субботу в десять – половину одиннадцатого, относительно поздно, за то выспавшимися и отдохнувшими после прохождения «дороги пьяного Карела». Так называют местные реально кошмарный участок грунтовки, идущий от Приозерска до Сортавалы. До невозможности запылённый (видимость не превышает 20 – 30 метров, если перед тобой в минутном интервале едет машина) и с замечательной «гребёнкой», наводящей на размышления о том, что понятие «вибростенд» в Википедии не раскрыто совсем.

Кстати, подходящих для взлёта полей совсем немного – местность холмистая, с многочисленными поросшими мхом и лесом каменистыми шапками, создающими уже при среднем ветре замечательные роторные зоны. Найденное нами поле уже было оккупировано тремя коровами, которые крайне скептически отнеслись к нашему намерению совершить взлёт. К счастью, на помощь пришел хозяин поля Андрей, который доступными методами объяснил личному составу коровника диспозицию вещей и таким образом освободил нам ВПП с видом на чуть роторивший холм и провода местной линии электропередач. Взлёт прошёл штатно, и мы двинулись в сторону стоянки катера.

Интересная особенность шхер и прилегающей местности – это замечательные термики, сильные (вариометр показывал до +6), мягкие и относительно широкие. Рай для свободника, только вот взлететь гипотетическому свободнику здесь негде.
Небольшое время подлёта до стоянки катера, погрузка экипажа, и мы вместе с катером двинулись по шхерам к выходу в открытую Ладогу. Двигались достаточно низко над водой, что бы сделать побольше видео, отчего в узких протоках при боковом ветре 4 – 5 м/с Dudek Nucleon радостно похлопывал ушками, а Apco Lift недовольно поёрзывал.


Ладога распахнулась перед нами неожиданно, представ во всей своей красе серо-стальной поверхностью воды, простиравшейся до горизонта. Валаам ещё не был виден и лишь GPS навигаторы радостно утверждали, что там что-то есть и «оно нам надо»


Скорость катера и, соответственно, наша скорость после выхода из шхер сразу же сильно упала – сказалась волна, на которой катер жёстко потряхивало. Для нас же наоборот, наступило спокойствие. Стабильный воздух без термички и турбулентности. Мы пошли понемногу в набор. Вид Ладоги с высоты 500 метров завораживает. Ровно и уверенно работают двигатели, настроение ползёт вверх, хотя, кажется куда ещё? Постепенно появляются и проходят под нами небольшие острова. Белой точкой, оставляющей после себя белую линию, виден катер.


Наконец, перед нами предстаёт Валаам с ярким пятном монастыря. На входе в бухту встречаем несколько корабликов.


Проходим над пристанью, контроль направления ветра и садимся на основную точку посадки воздушных судов на Валааме – вертолётные площадки.


Нас встречают исключительно тепло. Вместе с экипажем катера грузимся в микроавтобус и отправляемся в Монастырь. Обед в монастырской трапезной заслуживает отдельного рассказа, далеко выходящего за рамки нашего блога. Недаром Валаам неоднократно принимал у себя первых лиц государств. Кстати, обедаем мы именно в той трапезной, которая постоянно принимает у себя патриарха и президента, о чем повествуют расположенные вокруг фотографии. Гадаем, на каком из стульев кто из них мог сидеть. Что касается самого обеда, то двумя словами – «высший класс». После такого обеда, начинаешь задумываться о том, а не потребуется ли тебе более мощный мотор? После обеда небольшая, но интересная и познавательная экскурсия по монастырю, общение с журналистом и редактором местной газеты «Свет Валаама» Владимиром Золотухином. Запомнились слова матушки Аллы: «Патриарха видели. Президента видели. Такого (это про наши крылья) еще не видели!»


Из монастыря вернулись на поле. Заправились и сделали полёт по периметру, протокам и шхерам Валаама. Остров с многочисленными скалистыми берегами и каменными отмелями, залитыми солнцем, завораживает.


Очередная посадка на вертолётные площадки, дозаправка, уже вторая за сегодняшний лётный день и держим курс на «материк». Обратно летим по ветру, а не против. Катер относительно крыльев идёт значительно медленнее и появляется возможность идти без акселя на полностью затянутых триммерах с минимальными оборотами двигателя. Солнце уже начинает клониться к горизонту, когда появляются шхеры и берег. Катер, наконец-то получивший возможность идти по спокойной воде шхер, даёт полных ход. То же самое делаешь ты, заждавшись скорости, резких перекладок курса и возможности слегка зажечь. Наконец, снизу проплывает пристань, катер достигает финишной точки маршрута, а через несколько километров показывается и наше поле. Посадка, оглушительная и уже непривычная тишина окутывает со всех сторон.

Буквально через несколько минут уже подъезжают друзья забрать нас с поля. Погрузка, дорога к базе, вечерне-ночные посиделки с просмотром небольших фрагментов из огромного количества отснятого с земли, воды и воздуха материала. После чего мы усталые и счастливые валимся спать.


В завершении, несколько мыслей об организации подобных мероприятий и о том, как сделать мероприятие максимально безопасным и позитивным для всех участников.

  1. Общие согласования. Надо быть заранее готовым к тому, что заниматься согласованиями придётся долго и тщательно. В нашем случае, с учётом того, что на Валааме размещаются самые разные структуры, было три разных согласования, с монастырём и ещё с двумя службами. Не стоит забывать и о проработке маршрута с точки зрения использования воздушного пространства.
  2. Предварительный выезд «в поле». При серьёзных перелётах «на точку» крайне желательно выехать заранее. Проработать вопросы взлёта, посадки, запасных вариантов при изменении ветра и т.д. Те же вертолётные площадки, на которые мы садились, при определённом направлении ветра могут попадать в роторную зону. На этот случай были присмотрены дополнительные зоны посадки.
  3. Общая координация действий. В отличии от обычных маршрутных полётов, в которых участвуют только пилоты, здесь задействуются ещё несколько сторон – катер, подбор, встречающая сторона (если она есть). Крайне необходимо чётко прописать план полёта, так, что бы каждый понимал порядок своих действий и временные интервалы на выполнение задачи. Мы уделили отдельное внимание возможности практически синхронно двинуться с катером и поддержкой, минимизировав расход драгоценного топлива на ожидание друг друга, несмотря на то, что взлёт осуществлялся примерно в 5-ти километрах от стоянки катера.

Несколько слов о безопасности.

  1. Поддержка с воды – катер. Это один из основополагающих моментов при таких полётах. При этом, чем более скоростной катер, тем лучше. По пути обратно, по ветру, GPS-ка показывала скорость относительно земли до 86 км/ч. при отпущенных триммерах и акселе. Катер, который нас сопровождал, развивал максимум 50 км/ч, что и очень даже неплохо, с учётом волны. Этот момент необходимо было учитывать, планируя полётное время и необходимый запас топлива.
  2. Наличие спас-систем. Необходимость Агамы или аналога даже не обсуждается – установка не должна тонуть ни при каких условиях. Кроме того, очень желателен спас жилет. Неважно какого типа, в идеале – с такой же автоматикой, как у Агамы, этот вариант наиболее компактен. При приводнении пилоту придётся выстёгиваться из подвески, что бы добраться до борта лодки. А плыть даже несколько метров в тяжёлых Ханвагах и тёплом комбезе удовольствие будет ниже среднего. Запас положительной плавучести при этом крайне желателен. Заметим, что температура воды в открытой Ладоге была около 10 градусов Цельсия.
  3. Координация действий пилотов и поддержки с воды в случае отказов. По нашему опыту, получается следующее. Первый момент безопасная высота полёта. Мы выбрали основную высоту полёта на уровне 500 метров – что давало порядка 5 минут на планирование и подготовку к приводнению при отказе. Необходимо учитывать, что с одной стороны, чем больше высота, тем с одной стороны больше время планирование при отказе, а с другой – тем сложнее визуально контролировать пилотов с катера. Второй момент – пилоты должны идти относительно рядом. Катер, ни при каких условиях не должен «разрываться между пилотами», так, как человек на воде, особенно с учётом волны, теряется мгновенно. В этом ключе, соответствие класса и скоростных характеристик крыльев пилотов имеет очень существенное значение. Дистанция между нами (между пилотами) в полёте составляла постоянно не более 200 метров. Третий момент. В случае отказа двигателя у одного из пилотов, все члены команды должны чётко представлять свои действия. На катере как минимум один человек неотрывно наблюдает за приводнившимся, в то время как оставшийся в воздухе пилот кружит на высоте 200м над местом приводнения потерпевшего, обозначая таким образом его местоположение. О том, как приводняться тоже договорились заранее. Кстати, несмотря на потенциальную возможность при отказе, сесть прямо на катер, мы пришли к выводу, что это достаточно травмоопасно и нецелесообразно.
  4. Связь основная и резервная. Радиосвязь между нами и катером, было само собой разумеющимся. На экстренный же случай, у нас у каждого было с собой по влагозащищённому телефону (наш выбор – Samsung b2710).

Пока готовится основное видео, выхода которого мы ожидаем через неделю-другую, небольшой ролик, оперативно сделанный Владимиром Золотухиным.

Огромную благодарность за участие, поддержку и организацию выражаем:

  • отцу Мефодию за благословение. Его службе и лично матушке Наталье и матушке Алле за теплый прием и вкусный обед.
  • Сергею Барчугову, который согласовал наш прилет на Валаам, организовал крышу над головой и стол с едой на материке.
  • Экипажу катера «Кобра» Алексею Луданову и Александру Иванову за поддержку нашего перелета с воды.
  • Евгению Можайскому за видео и фотосъемку и последующую обработку этой массы материалов. Кстати, Евгений начинающий пилот и, думаю, это будет далеко не последний отснятый и подготовленный им материал о полетах на парапланах.
  • редактору газеты «Свет Валаама» Владимиру Золотухину за интересную экскурсию, проявленный интерес и оперативно сделанный видеоклип.
  • водителю Александру за наше комфортное передвижение по острову.
  • фирме «СкайМакс парамоторс» занимающейся обслуживанием наших моторов.
  • клубу «Wingover» и группе ВКонтакте «Полеты на мотопараплане в Санкт-Петербурге» в лице Олега Шагова, Дмитрия Лактионова, Алексея Кучеренко и Георгия Розова, за удачный поиск и рекомендации участников, умные советы и добрые напутствия. Отдельное спасибо Олегу и Дмитрию за предоставленные видеокамеры GoPro.