Пожалуй, нет настолько непредсказуемой, разной, невероятной страны, как Исландия. Сочетание самых разных природных ландшафтов: лавовых полей, геотермальных зон, гор, постоянно кипящая атмосфера, непредсказуемая метеорология. Всё это делает страну крайне сложной и интересной для полётов. Поездка планировалась за полгода, но в силу обстоятельств, до последнего момента было неясно, состоится ли, и в каком виде будет проходить.
Коротко о моторах и перевозке
Iceland Air, билеты на рейс которой были на руках, категорически отказалась перевозить моторы на борту в качестве багажа так, как по IATA они подпадают под dangerous goods. Причём, ответ пришёл от «последней инстанции» - службы безопасности. С перевозкой грузовым бортом так же есть вопросы в виде затоможки у нас и растаможки у них. Более того, так как Исландия не входит в Еврозону (именно в Еврозону, в Шенген входит), то даже если вывезти мотор в Евросоюз (например из Хельсинки отправлять), то придётся заморочится и с затоможкой и растаможкой. В итоге, самое простое и бюджетно решение вопроса в нашем случае - это ехать своим ходом и вести в машине, паромом СПб-Стокгольм. Карго вариант - наоборот, самый простой (исключая время) и дорогой. В нашем случае, присутствовали и другие моменты частного характера. В конечном итоге, полёты производились на оборудовании наших друзей из Исландского парамоторного клуба. Кстати, сам мотор установки на которой я летал – родной и знакомый Moster 185 на раме Чешского производства от Extreme.
Несколько слов о метеорологии
С точки зрения пилота равнины Исландия - это, реально, хаос. В то время, как в одном месте стоит полностью штилевая погода, на расстоянии 20 километров может быть дульник под 15 метров в секунду. Плотная слоистая облачность, которая кажется, затягивает всё до горизонта, может рассосаться полностью в течении часа и потом так же быстро образоваться вновь. Сами типы облаков отличаются от наших так же кардинально. Вы когда-нибудь видели облако в виде гигантской булки, длиной около километра, с нижним краем на двадцати (двадцати!!!) метрах а верхним на 60-ти, спокойно переползающее через дорогу посреди ясного, солнечного и ветреного дня? Это Исландия!
Ветер
Встаю рано утром на пробежку, время 5:30. Абсолютный штиль. Через 15 минут уже дует в порывах до 10 метров в секунду. Сила ветра в течении дня может достигать таких величин, что для того, что бы сделать фотографию, после выхода из машины приходится одну ногу ставить вперёд и сгибать в колене, а вторую отставлять назад.
В качестве иллюстрации к метеорологии Исландии. Разница между двумя этими фотографиями – 5 минут езды на машине.
В качестве иллюстрации к метеорологии Исландии. Разница между двумя этими фотографиями – 5 минут езды на машине.
Аспекты законодательства и использования воздушного пространства
Если Вы всё-таки решились летать в Исландии, то будете приятно удивлены демократичностью отношения к пилотам. Разрешения на полёты для нас не требуется, посадки производятся на местные аэродромы с грунтовыми полосами наряду с классической авиацией. Нас считают равноправными участниками воздушного движения. Полёты производятся по ПВП. Мы заходили на посадку буквально с 3-х минутными интервалами между посадками самолётов. Естественно, об анархии речь ни коим образом не идёт, – каждый осознаёт себя тем самым участником воздушного движения и соблюдает правила и дисциплину производства полётов, знает глиссадную зону Рейкьявика и воздушную карту района.
О рельефах
Значительная часть покрыта лавовыми полями. Представьте себе бушующий океан вдруг застывший, словно кто-то сделал стоп-кадр в разгар шторма. Это очень необычно и красиво. В то же время, в нашем парамоторном аспекте, посадка на такое поле – это билет в один конец. Острые пики, щелевые провалы по 5 – 7 метров глубиной. Шансы отделаться лёгким испугом стремятся к нулю.
Ротора
Что это такое, я ощутил на себе, когда меня жёстко проколбасило на расстоянии в пару километров от ближайшей горы. Местные пилоты посмеялись (вообще, выражение This is Iceland!! как выяснилось, объясняет значительную часть местной метеорологии) и разложили по полкам ситуацию – геотермальная зона горячих источников в сочетании с горой, высотой 800 метров, дают устойчивый расколбас на расстоянии около трёх (3-х!!!) километров от горы при данном направлении ветра.
В этих условиях, знание метеорологии в привязке к местности и помощь со стороны местных пилотов является неоценимой. Особенно, если Вы планируете лететь маршрут, а при таких красотах их не возможно не планировать!
В этих условиях, знание метеорологии в привязке к местности и помощь со стороны местных пилотов является неоценимой. Особенно, если Вы планируете лететь маршрут, а при таких красотах их не возможно не планировать!
О людях
Отношение пилотов к пилотам самое что ни на есть доброжелательное . Ребята всегда готовы помочь и советом и делом. Смешной момент. На второй день полётов, к месту нашей дислокации начали активно подтягиваться местные пилоты. Налицо было желание выяснить, «что это за медведи из России приехали и как они летают» ))) Честно говоря, так получилось, что я был первым Российским пилотом, летающим на мотоустановке, приехавшим на их памяти в Исландию на полёты. Кроме того, ребята уже видели ролики наших полётов на пятёрку с кислородным оборудованием на борту и всё это негласно накладывало на меня определённые моральные обязательства. Присутствовало некое чувство того, что ты представляешь страну. К счастью, удалось достойно отлетать, чисто и без дублей выполнить и старты и посадки.
В завершении нашего небольшого отчёта, ещё несколько лучших наземных фотографий и пара видео с воздуха. За видео не судите строго – полноценный видеоотчёт будет позднее.
Видео
Бесконечность лавовых полей с парой небольших вулканов и геотермальных источников
Фото
В завершении нашего небольшого отчёта, ещё несколько лучших наземных фотографий и пара видео с воздуха. За видео не судите строго – полноценный видеоотчёт будет позднее.
Видео
Фото