суббота, 8 декабря 2012 г.

Полет к Коневскому Рождество-Богородичному монастырю

Представляю Вашему вниманию рассказ Олега Франчука о нашем полете к Коневскому Рождество-Богородичному монастырю.
В конце статьи есть небольшое видео об этом путешествии, которое смонтировал Олег Шагов.

Все имена и фамилии вымышленные, а совпадения случайны. :)

Часть первая.

“Двадцать один километр над лесами, озерами  и  Ладогой”

Остров Коневец расположен в юго-западной части Ладожского озера; от берега его отделяет водное пространство (около 6 км), которое корабль в тихую погоду преодолевает за 40 минут. Наибольшая длина острова не превышает 8 км, а ширина равна в среднем 3 км. Название острова происходит от Конь-камня, валуна весом более 750 тонн, до конца XIV века служившего жителям побережья местом языческих жертвоприношений. Время основания Коневского Рождество-Богородичного Монастыря — конец XIV века. Это эпоха победы на Куликовом поле, свершившейся в 1380 году в праздник Рождества Богородицы — 8 сентября (по старому стилю). Победа была связана с духовным возрождением Руси, неотделимым от имени ее величайшего святого — Преподобного Сергия Радонежского, вдохновителя создания общежительных монастырей на Русском Севере. Несомненна духовная связь между Преподобным Сергием и основателем Коневского монастыря Преподобным Арсением, проявившаяся в возрождении древней иноческой практики «умной молитвы», и в освящении храма обители во имя Рождества Богородицы.

Это был действительно необычный перелет, а также небольшая, но очень увлекательная экскурсия по памятникам Коневского Рождество-Богородичного Монастыря! Но давайте все по  порядку.
За пару дней до события я получил предложение от Егора Ефремова   полетать в районе озера Отрадное, а может и  слетать до острова Коневец вместе с Иваном Бородиным, Антоном Козыревым и Дмитрием Стеклашовым.

В выходной день, по проверенной информации,  аэродром в Громово не работал и все воздушное пространство в районе предполагаемых полетов  имело класс G  до высоты 1550 метров относительно уровня атмосферного давления 760мм р ст. Не вдаваясь в точные расчеты воздушное пространство  от уровня старта до высоты 1000 метров в эти выходные дни можно было  использовать.

Расстояние от места старта до острова Коневец по прямой 21 км. Посмотрев на карту и оценив расстояние от острова до берега,  я, честно говоря, был настроен несколько скептически. Катера и подбора  не будет, а вода в Ладоге может взбодрить в любое время года, особенно в октябре. Но ведь никто не заставляет сразу принимать решение на форсирование пролива. Можно подлететь и осмотреться на месте. Да и 4-5 км в штиль с 1 км высоты преодолимое расстояние для параплана даже при выключенном двигателе. Все будет зависеть от ветра. Едем!

До озера Отрадное мы с Егором добрались к пяти часам вечера. Устроились на базе и поехали осмотреть площадку. Поле оказалось выкошенным, места для взлета более чем достаточно. Вечером дождались остальных пилотов и продолжили обсуждение планов на завтра. Через Георгия Розова связались с настоятелем монастыря, отцом Александром,  и получили благословение на прилет. Вечер посвятили вдумчивому обсуждению всех деталей перелета.

Утром, неторопливо позавтракав и собрав моторы, мы погрузились в “Соболь” Егора и выдвинулись на старт. Утреннее поле оказалось сильно мокрым, что не очень хорошо. Но ветер оказался не сильным, облачность 3-4 октанта нижнего и сплошная облачность среднего яруса. Ветер у земли поперек генерального курса, а в воздухе, как потом выяснилось, попутный в сторону острова. Нижняя граница мне показалась низкой, но так как облачность не сплошная можно пройти вверх и вниз сквозь разрывы. Посмотрим, что будет на берегу, где надо будет набирать максимальную высоту. Все заправили полные баки, а Дмитрий взял еще дополнительную канистру с десятью литрами бензина. На GPS навигаторе установлена точка на острове, по прямой до цели умное устройство посчитало 21,6 км.

Первыми вылетают Дмитрий, Иван и Егор. У Антона  незадача – мотор не заводится. Пока мы пытаемся запустить мотор от винта, Егор и Дмитрий решают идти по маршруту, Иван ждет нас в воздухе. Запускаю с 5-ой попытки за винт  мотор Антона и  стартую  сам. Взлет, встаю в круг вместе с Иваном.

А у Антона продолжается  борьба с техникой после неудачного старта. В итоге Иван идет на посадку помогать Антону, а через 5 минут мне по радио говорят не ждать — «Лети, мы догоним вас». Направляюсь в вдогонку за Егором и Димой, а их уже и не видно. Только слышны переговоры о том, что облака низко.

Набрать 700-800 метров можно только сквозь первый слой облаков. Отчетливо слышу, как Егор привычно уже сообщает всем о своем входе в облако. Ладно, подлечу — увижу. Коневец уже хорошо виден с этой высоты, но почему то навигатор показывает не в ту сторону. Еще остров?  Не может быть! Ах ты… навигатор завис. Можно было лететь и без него, но вдруг за облака… Встаю в круг,  достаю прибор из чехла  и вынимаю из него батарейку. С десятой попытки, чуть не уронив батарею, реанимирую прибор. Ура все работает. Можно лететь дальше. Ребята впереди уже обсуждают, куда садиться на острове, а передо мной только открывается  картина пролива. Темно-свинцовая поверхность стылой Ладожской воды наводит на мысли, что при отсутствии  катера с подбором спасательный жилет, которого у меня и так нет, только бы продлил агонию.

Но так как средств спасения на воде не предусмотрено, надо набирать высоту. Облака нижнего слой наблюдались только по сторонам отдельными группами, так что Коневец хорошо видно. Набирать высоту можно до верхнего слоя облачности находящийся на  высоте 900 – 1000 метров. Ветер дует в сторону острова. Пока все идет хорошо. Набираю высоту до 650 метров и иду в сторону острова с набором. Ветер подгоняет сзади,  и на 750 метров я прекращаю набор и иду с небольшим снижением. Ну вот, напряженные 3-4 минуты позади, подо мной остров с монастырскими постройками и главенствующим Собором Рождества Пресвятой Богородицы. Снижаюсь и сажусь к парням на песчаную косу.


Все долетели без проблем, но вот обратный путь, возможно, будет интереснее. Облачность нижнего яруса 350-450метров над нами отсутствуют, но в стороне от острова облака ходят  хмуро. Если закроют небо на обратном пути, то придется лезть по очереди за облака и дальше идти до берега  по приборам. Стоим, обсуждаем, как будем распределяться по скоростям парапланов и высотам на обратном пути, и в этот момент замечаем УАЗ-патриот едущий по пляжу в нашу сторону.

Часть вторая

“Монастырь”

Нас встречает сам настоятель Коневского монастыря отец Александр, тоже пилот — парамоторист. Как все-таки приятно видеть знакомое лицо на этом клочке суши вдали от цивилизации. Собрали парапланы в аккуратные розочки, оставили их на месте приземления и, сев в машину  отца Александра,  поехали в монастырь.

Принимали нас замечательно. Мы посидели в покоях  настоятеля за кружечкой горячего чая. Затем отец Александр организовал нам посещение  Собора и познакомил со  святынями Коневского Рождество-Богородичного Монастыря. Послушали небольшую лекцию  батюшки о преподобном Арсении Коневском. Все было крайне интересно! Спасибо за чудесный рассказ отцу, имя которого, к стыду своему, не запомнил. Извините меня, батюшка.

Будучи в храме, мы слышали вроде шум моторов. Как потом  оказалось, это были Иван с Антоном. Они пролетели над всем островом, прошли вдоль всей береговой черты, но не стали приземляться. Вечером Антон рассказал, что не был уверен в том,  что мотор заведется после посадки.

Затем нас пригласили к столу. Трапеза в монастыре это целый ритуал, который начинается и оканчивается положенными молитвами. Во время трапезы чтец зачитывает тексты из жития святых или святоотеческие поучения. Нельзя за столом шуметь и разговаривать, чтобы не мешать чтецу. Для меня все это было впервые и меня этот момент очень впечатлил. Легкое прикосновение к  бытовым традициям уклада монастырской жизни произвело на меня неизгладимое впечатление. Спасибо!

После обеденной трапезы мы сфотографировались на фоне собора и отец Александр продолжил показывать нам подворье монастыря. Мы проехали на машине до Казанского скита, посмотрели площадку в центре острова, с которой летает отец настоятель и куда садятся вертолеты, если он благословит.

Вскоре добрались до Конь камня, который  и дал название острову. На голову коня эта глыба совсем не похожа, но выглядит внушительно.

В дохристианскую эпоху камень служил местом жертвоприношений коней. По преданию после освящения Конь камня основателем монастыря преподобным Арсением в конце XIV века, остров вместе с бесами покинули змеи. И теперь остров Коневец это единственное место на Ладоге, где нет змей.  Экскурсия получилась интересной и  познавательной, но нам уже надо было  настраиваться на обратный перелет.

Отец Александр доставил нас на берег песчаной косы к нашим, оставленным без всякого присмотра, летательным аппаратам и, благословив, уехал. По распорядку субботы в монастыре через 10 минут начиналась малая вечерня.

Итак, мы начинаем готовиться к полету в обратную сторону. Ситуация с облаками, за которую я  переживал, значительно улучшилась. Облачность нижнего яруса, наблюдаемая при полете к острову,  отсутствовала. Самым неприятным моментом является уменьшение полетной скорости всвязи с встречным ветром, что потребует от нас еще большего набора высоты для перелета пролива. Расход топлива при полете против ветра будет больше и не исключается вариант вынужденной посадки. Необходимо подниматься  еще выше и рассчитывать возможный вариант возврата обратно на остров при отказе двигателя.  Готовимся  к вылету.

Пока Дмитрий и Егор разливают дополнительную канистру  по бакам, я успеваю сбегать на северную сторону косы и убедиться, что там  стартовать  еще сложнее. Будем взлетать с этого пляжа.

Часть третья.

“Обратно к Отрадному”

Ветер встречно-боковой справа. Первым стартует Дмитрий и, аккуратно огибая мое крыло, с небольшой раскачкой по крену, взметнув облачко песка, уходит в воздух.

Затем взлетаю я.  Набирая высоту, делаю множество фотографий монастыря. Обещал настоятелю во всех ракурсах отснять подворье.

   Необычно смотрится такое великолепие вдали от цивилизации. Вскоре взлетает Егор, и мы набираем высоту.

Дмитрий уже идет в сторону берега над проливом, а я наблюдаю, как под ним расходятся монастырский катер с большим  сухогрузом.

Что же, в случае вынужденной посадки, можно сесть и на сухогруз. Все  лучше, чем в воду. А вода прямо завораживает. Темно-холодная рябь леденит даже с такого расстояния. Постепенно  приближаюсь к нижней кромке облачности, высота которой составляет около 900 метров. Пора брать курс на  берег. А на горизонте уже вырисовывается озеро Отрадное,  на  дальнем берегу которого расположена наша база. Поехали! Иду над водой, постепенно продолжая  набор высоты, скороподъемность 1м/с,  полетная скорость 33-35 км/ч. Приближаюсь к облакам,  местами, ниже высоты полета свисают небольшие космы облачности. Сухогруз ушел на север, монастырский катер начинает заходить в бухту, где стоят несколько кораблей. Через 5-6 минут берег приблизился настолько, что я уже на сто процентов уверен в долете. Хотя берег представляет собой сплошной лес, но деревья лучше чем холодная вода, а через 4-5 минут  станут достижимы   первые поляны, если что дотяну. Все самое волнующее осталось позади, и можно снижаться туда, где теплее. Через пару минут делаю круг и над серединой пролива наблюдаю Егора. Еще немного и он тоже будет на этой стороне. А Дмитрий уже где-то под облаками над Отрадным озером. Он  пошел напрямик без снижения. А я не тороплюсь. Решил снизиться и пролететь вдоль берега озера, благо с посадками тут уже все хорошо. Обходя озеро, грею руку за спиной и любуюсь окрестностями.

   Подо мной проплывают маленькие домики, вырубки и прочие творения рук человеческих. Наконец в поле зрения появляется наша  база. Вот и финиш нашего  маленького приключения. Справа от базы вижу стартовое поле и аппараты пилотов нашей команды. Делаю круг и сажусь к нашим. Все! Основная часть плана на сегодня выполнена.  Все, что задумывали, реализовали. Нам удалось совершить необычное воздушное путешествие в интереснейшие места, пообщаться с прекрасными людьми, техника не подвела, трудности преодолены, всех переполняют позитивные эмоции! Дальше свободная программа.  Отдохнув и поделившись первыми впечатлениями, не отказали себе в удовольствии полетать еще в окрестностях Отрадного озера.

Нас пилотов парамотористов пока относительно немного, и хотя все мы очень разные люди, как здорово, что нас объединяет  желание летать! А возможность летать позволяет совершать подобные мотопарапланерные путешествия и дарит непередаваемые впечатления. Присоединяйтесь.

© Октябрь 2012. Олег Франчук.
Статья взята с сайта www.prostoleti.ru